Аннотация
|
В статье рассматриваются некоторые аспекты монографического исследования деятельности доминиканского монаха Д. Савонаролы, предпринятые Е.П. Тельменко. Автор, опираясь на глубокие разработки ставропольского историка, стремится дать анализ основных причин того, почему итальянскому «предреформатору» не удалось добиться воплощения в жизнь принципов его деятельности по духовному преобразованию жизни флорентийцев в конце XV в. в отличие от немецкого реформатора М. Лютера, с которым его разделяют менее 20 лет. Основной причиной неудачи Савонаролы, по мнению автора статьи, является то, что, опираясь на традиционные социальные и ментальные структуры и представления, фра Джироламо отчасти стал своеобразным заложником средневекового видения мира и места в нем Флоренции и флорентийцев. Ключевыми для него продолжали являться и прежние способы воздействия на умы людей (апокалиптизм, мессианство, идея пророчества, богоизбранного народа и т. п.) и критерии выявления истины (ордалия и пр.), хотя доминиканцем в предреформаторском духе и культивировалось индивидуальное благочестие, а также велась пропаганда самостоятельного реформирования церкви, практика которого имела место в тот же период в соседней Франции. В своей деятельности он опирался на т. н. «простых сердцем», представителей рядового населения, среди которого особенно выделялись дети, молодежь, женщины. Однако при всей значимости гендерных ролей этих категорий населения и указанных подвижек в реформировании католического культа они оказались не в состоянии решительно повлиять на ситуацию в критический момент. Интенции Савонаролы к реформированию церковной жизни были противоречивы. Поощряя и инициируя, с одной стороны, новшества, он, в то же время, был не намерен одобрять создание мирянами самостоятельных религиозных общин. Савонарола был лишен и поддержки «деловых людей» того времени, хотя к этому не стремились в будущем и известные европейские реформаторы. Помимо слишком большой зависимости «пророка» от старых рецептов воздействия на умы, серьезно сказалось на судьбе монаха отсутствие прямой протекции влиятельных политических «тяжеловесов». Эти причины и сделали миссию Савонаролы невыполнимой. Труд Е.П. Тельменко, дающий ключи для понимания феномена Д. Савонаролы, представляется серьезным и основательным вкладом в изучение социальных и духовных процессов в итальянском городе конца XV в.
|
Ключевые слова
|
апокалиптизм, милленаризм, сотериология, теократия, мимесис, «всеобщее благо», предреформатор, «флорентийский миф», локальное мессианство, «простые сердцем», индивидуальное благочестие, ордалия, гвельфизм.
|