Аннотация
|
В статье рассматривается отечественная историография ряда важных вопросов, касающихся изучения знаменитой скифской культуры, прежде всего, через призму проблемы «Скифия и Кавказ». Речь идет об основных версиях происхождения скифов: «азиатской» и автохтонной, атрибутировании понятия «скифская триада» в представлениях различных авторов, характеристике специалистами памятников материальной культуры ранних кочевников Предкавказья и идентифицировании ими собственно скифского элемента (в свете попыток отдельных авторов приписать некоторые из них группам населения, этнически родственным горским племенным формированиям). Работы ряда ученых демонстрируют то, что культура скифов и культура скифского времени центральных районов Северного Кавказа имела сложный, синкретический состав, что позволяет ставить вопрос о возможном наличии этнических новообразований, отличавших себя как от скифов, так и от кавказцев. В статье рассмотрен и вопрос о социальном устройстве скифов, которое в работах специалистов варьирует от военной демократии (в некоторых версиях – с чертами деспотической царской власти) до раннеклассовых рабовладельческих либо патриархально-феодальных отношений, как вариант – наличия сословного деления, перераставшее в классовое. Предлагается и термин «стратифицированное общество».
|
Ключевые слова
|
скифы, скифская культура, скифская триада (пентада), меоты, савроматы, Предкавказье, «Царство Ишкуза», курганы у хутора «Красное знамя», Нар-танские курганы, могильник Уллу-Баганалы, амазонки, военная демократия, рабовладельческое государство, патриархально-феодальное общество, общество раннеклассового типа, стратифицированное общество.
|