Аннотация
|
Статья посвящена важной научной проблеме – освещению современных подходов к происхождению народов Северного Кавказа и проблем выработки его объективного освещения. Этногенез местных народов в постсоветский период стал полем деятельности не только для академических ученых, но и тех, кто увлекается «паранаукой», «фольк-хистори», т. е. авторов, которые не владеют научными методами исследования, но претендуют на научные открытия в области этногенеза северокавказцев. Они стремятся выводить происхождение автохтонных народов региона от «престижных предков» – народов, создавших цивилизации Древнего Востока, скифов, алан и др. Выдвигаемые «параисториками» версии этногенеза порой служат обоснованием для возникновения т. н. репрессивных мифов, которые дестабилизируют ситуацию в субъектах Северного Кавказа, приводя к оттоку русскоязычного населения за пределы региона. Обращая внимания на вред, наносимый фантазийными версиями этногенеза делу межнационального общения, автор одновременно обращает внимание на то, что необходимая критика работ «параисториков» должна быть строго научной и объективной в рамках «Этического кодекса кавказоведа». Только просвещая и отстаивая научные подходы, показывая многообразие полиэтничной истории Северного Кавказа, развенчивая любую национальную исключительность в культурно-историческом процессе, специалисты – историки, филологи и др. – могут повлиять на оздоровление обстановки в регионе и воспитания подрастающих поколений в духе межнационального уважения
|
Ключевые слова
|
этногенез, самоидентификация, «фольк-хистори», паранаука, «параисторики», престижные предки, этномобилизация, репрессивные мифы, Этический кодекс кавказоведа, полиэтничная история, межнациональное уважение.
|